Во Владивостоке стартовал Восточный экономический форум-2024. В нем примут участие более 6000 представителей 76 стран и территорий. Развитию строительной отрасли посвящена секция «Мастер-планы: от архитектуры к экономике».
Организаторы анонсировали десятки соглашений о реализации инвестпроектов, которые планируются к заключению на ВЭФ. По информации Движение.ру, региональные власти, ряд крупных банков (ВТБ, Банк Дом.рф, Сбер) и девелоперы также готовят к подписанию соглашения о сотрудничестве в Дальневосточном федеральном округе.
Дальневосточная ипотека — одно из преимуществ региона, особенно после ужесточения условий льготной ипотеки с 1 июля этого года. По программе можно купить жилье на Дальнем Востоке по сниженной ставке — до 2 %. Программу запустили в декабре 2019 года, она будет действовать до конца 2030 года.
В ДФО действуют специальные режимы для ведения бизнеса, которые дают налоговые, административные и иные льготы. Чтобы воспользоваться ими застройщику, необходимо стать резидентом территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) или свободного порта Владивосток (СПВ). Условия: налог на прибыль в СПВ будет 0 % первые три года, в ТОР — до 1,5 % в течение 3–5 лет, а страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС после получения статуса резидента будут снижены с 30% до 7,6% на 10 лет.
Сравнение режимов ТОР и СПВ
ТОР |
СПВ |
|
Область действия режима |
Кадастровые кварталы для каждого ТОР |
Границы муниципалитета |
Предоставление земельного участка |
предоставляется |
не предоставляется |
Подключение к инфраструктуре |
предусмотрено |
не предусмотрены |
Налоговые преференции |
предусмотрены |
предусмотрены |
Административные преференции |
предусмотрены |
предусмотрены |
Минимальный порог инвестиций для входа |
500 000 рублей |
500 000 рублей в течение трех лет |
Сколько действует режим |
70 лет с момента основания ТОР |
70 лет — до 2085 года |
На Дальнем Востоке реализуется программа «Дальневосточная концессия», направленная на развитие инфраструктуры региона, строительство медицинских, образовательных, спортивных объектов, благоустройство городских территорий. Частные инвесторы возводят объекты за свой счет, а государство компенсирует затраты в течение 10-20 лет после их ввода в эксплуатацию.
Высокая средняя зарплата — еще один плюс региона. По данным HeadHunter, средняя предлагаемая зарплата в конце первого квартала в регионе достигла 73,5 тыс.ру. По этому показателю лидируют Магаданская область (106 тыс. руб), Чукотка (91,6 тыс. руб), Камчатский край (84 тыс. руб).
Одной из причин, сдерживающих развитие строительной отрасли в ДФО, эксперты называют дефицит стройматериалов. Региональные производители потребность отрасли не обеспечивают. Сложная логистика существенно увеличивает затраты на строительство. Из-за высокой загрузки транспортных путей сроки доставки могут быть длительными, а стоимость материалов постоянно растет.
«Логистика сильно влияет на экспансию в регионах Дальнего Востока. Из-за низкой плотности населения и удаленности населенных пунктов в ДФО естественным образом формируются рынки с высокой степенью изолированности. Условно изолированными зонами можно считать Еврейскую автономную область, Камчатский край и Магаданскую область», — рассказал в интервью Движение.ру Станислав Таратунин, директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет».
При возведении жилья необходимо учитывать климат региона и рельеф местности. Тайфуны, косые продолжительные дожди, морозы до −50 градусов — всё это влияет на выбор материалов для строительства и отделки, а также на планирование работ. Об этом говорит Алексей Артошин, коммерческий директор девелопера «Главстрой Регионы».
«Сахалинская область характеризуется высокой сейсмической активностью, поэтому при проектировании многоквартирных жилых домов учитываются особые требования СНиП. В регионе бывают землетрясения интенсивностью 7–9 и даже 10 баллов по 12-балльной шкале МСК-64, поэтому каркас и наружные стены будущего комплекса будут выполнены из монолита, чтобы обеспечить конструктивную надежность и устойчивость», — говорит представитель девелоперской компании.
Есть проблемы с инженерной инфраструктурой, в частности, с подключением объектов к электроснабжению, ТЭЦ, системам водоснабжения и водоотведения. По словам застройщиков, обеспечение площадок инженерной инфраструктурой — весомая часть в экономике девелоперских проектов.
"Регион переживает значительное увеличение объемов строительства, а существующие мощности и пропускные способности инженерных сетей не всегда способны удовлетворить потребности новых объектов, поэтому в экономике проекта необходимо учитывать значительные затраты на их модернизацию. Также нужно включать в план строительство или капитальный ремонт примыкающей дорожной инфраструктуры«,— отметил Петр Селиванов, руководитель филиала «Девелопмент-Юг» во Владивостоке.
На Дальнем Востоке в строительной отрасли не хватает квалифицированных специалистов и обычных рабочих. С приходом в регион федеральных застройщиков конкуренция за кадры стала жестче. По статистике, только в 2023 году численность населения только за счет миграции сократилась более, чем на 30 тыс. человек. С 1990 года, по данным ФАНУ «Востокгосплан», население макрорегиона уменьшилось на 24%.
В ДФО действует «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ). Она работает по принципу «единого окна» и сопровождает деятельность резидентов ТОР и СПВ. Если у застройщика уже есть земельный участок, он может обратиться в КРДВ с заявкой на резидентство в ТОР или СПВ. Если участка нет, есть возможность участвовать в конкурсах на развитие территории.
Региональные власти также готовы оказать содействие девелоперам. Например, в Приморском крае ввели еженедельный «час девелопера», на котором компания может представить свой проект и задать вопросы. чиновникам Это поможет на начальном этапе узнать об условиях реализации и понять, стоит ли начинать строительство.
Важнейшую роль в работе девелоперов играет Минвостокразвития России. Это министерство разрабатывает и реализует программы развития Дальнего Востока и Арктики, в том числе и направленные на развитие строительства. Также министерство выдает разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных в ТОР.
Рынок недвижимости Дальнего Востока развивается ускоренными темпами. За пять лет объем жилищного строительства вырос втрое. По данным Росстата, за первое полугодие 2024 года на Дальнем Востоке ввели 2349 тыс. м² жилья.
При этом девелопмент на Дальнем Востоке развивается неравномерно. По объемам строительства лидирует Владивосток — на конец первого полугодия 2024 года там строилось 2338,12 тыс. м² жилья, на втором месте Хабаровск — 1193,48 тыс. м².
Город | Население (чел.) | Объем стр-ва (тыс. м2) | ЖК (шт.) | Мин. ст. м2 (тыс. Р) | Макс. ст. м2 (тыс. Р) | Ср. ст. м2 (тыс. Р) |
Хабаровск | 615570 | 1193,48 | 59 | 110,6 | 294,5 | 168,0 |
Владивосток | 591628 | 2338,12 | 85 | 120,0 | 450,0 | 204,2 |
Спутник (ТОСЭР «Надеждинская») | 67,56 | 3 | 99,2 | 245,5 | 156,2 | |
Улан-Удэ | 435751 | 600,65 | 20 | 64,5 | 186,8 | 114,2 |
Якутск | 367667 | 553,36 | 44 | 87,1 | 240,0 | 152,5 |
Чита | 333159 | 255,75 | 14 | 117,0 | 210,0 | 156,2 |
Благовещенск | 239864 | 405,02 | 30 | 72,8 | 320,3 | 173,5 |
Комсомольск-на-Амуре | 235488 | 9,64 | 2 | 104,0 | 115,5 | 109,8 |
Южно-Сахалинск | 180085 | 308,02 | 11 | 109,9 | 245,3 | 179,4 |
Уссурийск | 179862 | 152,98 | 17 | 107,5 | 170,3 | 129,9 |
Петропавловск-Камчатский | 163152 | 144,24 | 4 | 143,2 | 220,0 | 169,3 |
За последнее время в регион пришли федеральные девелоперы: «ПИК», «Самолет», «ФСК», «Талан», «TEN Development», «DARS DEVELOPMENT», «СЗ ДСК», «Девелопмент-Юг», «Главстрой».
В целом, как отмечают эксперты, строить в регионе непросто. Это связано с особенностями логистики, климата, отсутствием местных производителей и квалифицированных кадров. Однако дальневосточная ипотека, госпрограммы, режимы ТОР и СПВ нивелируют ряд сложностей и делают регион привлекательным для девелоперов.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС